Курс рассчитан на 144 академических часа:
- контактная работа — 72 академических часа
- самостоятельная работа — 72 академических часа
Кем вы сможете работать
- Специалист в области воспитания
- Педагог-воспитатель
- Педагог дополнительного образования
- Педагог по развитию и творчеству
- Педагог-организатор
- Социальный педагог
Чему вы научитесь
- Использовать арт-педагогические техники в развитии познавательных, эмоциональных и духовных качеств участников образовательного процесса
- Использовать развивающие возможности арт-педагогического процесса для формирования эмоциональных компетенций обучающихся, решения детских и подростковых проблем, а также организации эффективного взаимодействия с родителями обучающихся
- Организовывать групповую работу обучающихся в арт-педагогическом пространстве
- Создавать и поддерживать комфортную образовательную среду в ученическом и профессиональном коллективах
- Применять технику правополушарного рисования в работе с детьми и взрослыми
Установочная конференция
- Цели и задачи программы
- Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС
Модуль 1. Арт-педагогика в современном образовании
- Теоретические основы арт-педагогики.
- Арт-педагогика и арт-терапия. Отличия урока и арт-терапии
- Принципы арт-терапевтического взаимодействия.
- Концептуальные идеи и принципы арт-педагогики.
- Развивающие возможности арт-педагогического процесса.
- Принципы и направления изотерапии.
- Основные виды заданий, используемые в рисуночной практике с детьми.
- Проективные методики в арт-педагогике.
- Воспитание и развитие школьников средствами художественной литературы. Сказкотерапия и библиотерапия.
- Принципы работы со сказками. Алгоритм создания психокоррекционной сказки.
- Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
- Цели, функции и виды библиотерапии. Условия отбора художественного произведения.
- Методы и приемы арт-педагогики на уроках и во внеурочной деятельности.
- Возможности куклотерапии.
- Программа психологической помощи тяжело болеющим детям «Доктор-кукла».
- Нетрадиционные техники рисования. Мнемотаблицы. Техника коллажа.
Онлайн-тестирование
Модуль 2. Арт-терапевтические приемы в педагогической практике
- Арт-терапевтические приемы в педагогической практике
- Что такое арт-терапия
- Особенности арт-взаимодействия
- Специфика применения арт-терапии в психологии и педагогике
- Методы арт-терапии в решении педагогических задач
- Тайный язык детского рисунка
- Эволюция детского рисунка
- Структурные и формальные признаки детского рисунка
- Проективные рисуночные тесты и свободный детский рисунок
- Анализ детского рисунка по собственным ощущениям
- Педагогические приемы для создания ситуации успеха у ребенка.
- Примеры работы с арт-техниками:
«Сосуд, наполненный смыслом», «Волшебное дерево», «Мои руки», «Я в виде сказочного героя», «Кто здесь живет?», «Что в супе?», «Построй дом», «Лица в толпе», «Немного звезд на небе», «Кто на пороге?», «Кто за моей спиной?», «Волшебный дождь»
- Использование ассоциативных карт «Цвета и чувства» в работе педагога с дошкольниками и младшими школьниками
- Примеры ассоциативных карт
- Ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства». Особенности техники
- Правила организации занятий с детьми во время работы с ассоциативными картами
- Педагогические приемы для создания ситуации успеха
- Техники: «Автопортрет», «Волшебное пятно», «Чувства», «Игра – это здорово!», «Слова и образы», «Проблема и ее решение»
- Возможности использования арт-техники «Коллаж» в совместной работе родителей, педагогов и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Личностно-ориентирование взаимодействие родителя, педагога с ребенком
- Арт-терапия как способ укрепления психического здоровья детей
- Социально-эмоциональное развитие ребенка
- Правила организации занятий с детьми во время составления коллажей
- Педагогические приемы для создания ситуации успеха у ребенка
- Арт-техники «Знакомство» или «Наш дом, и мы в нем», «Корзина сюрпризов», «Мой мир», «История гномов», «Острова»., «Игра – это здорово!». Работа в парах: «Сочиняем историю вместе»
- Техники арт-терапии в работе педагога начальной школы: как помочь младшим школьникам снять утомление
- Эффективные арт-терапевтические техники (терапия искусством) в работе с младшими школьниками
- Как техники арт-терапии могут помочь школьникам успокоиться и настроиться на рабочий лад
- Техники арт-терапии в работе педагога в средней и старшей школе: как сплотить детский коллектив
- Эффективные техники арт-терапии для создания сплоченного коллектива и снижения конфликтности в классе
- Техники арт-терапии для повышения учебной успеваемости и мотивации достижения успеха, познавательной активности учащихся
- Техники арт-терапии в работе педагога старшей школы: как помочь подросткам лучше понять себя и окружающий мир
- Эффективные техники арт-терапии в работе со старшеклассниками
- Как помочь подросткам лучше понять себя и окружающий мир
- Поговорим о сказках. Сказкотерапия в работе с семьей и детьми
- Проблемы детей и подростков для терапии и коррекции
- Кризисное вмешательство в соответствие с моделью BASIC Ph
- Сказкотерапия как арт-терапевтическая технология
- Роль сказкотерапии в работе с семьей. Практические методы и приемы
Онлайн-тестирование
Модуль 3. Арт-мастерская: практические занятия по правополушарному рисованию
- Основные идеи и положения технологии правополушарного рисования
- Основные техники и приёмы правополушарного рисования
- Цели и задачи правополушарного рисования
- Рисуем картины: «Две пальмы», «Море»
- Организация и проведение занятий по правополушарному рисованию
- Структура тренинга и мастер-класса
- Подготовка к работе в группе
- Типичные трудности: «Я сегодня Золушка, или Как мыть кисти»
- Рисуем картины: «Горы», «Вьюга»
- Создание рисунков
- Структура рисунка. Геометрические фигуры
- Скороговорки — положительный «якорь» на настрой выступления
- Стимулирование мотивации к рисованию: похвала и «золотые слова» в работе с детьми
- Рисуем картины: «Мышонок с цветами», «Карпы кои»
- Формирование мотивации к занятиям правополушарным рисованием у детей и взрослых
- Система Гомера Симпсона: доступность и простота
- Уход от неудобных вопросов
- Стратегии похвалы: как хвалить правильно. Похвала ФЭХ («Факт — Эмоция — Хотение»)
- Примеры эффективных способов к поощрению ребенка
- Рисуем картины: «Жадный ёжик», «Пальмы»
- Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми: Ночной город
- Организация занятий по правополушарному рисованию
- Рисуем «Ночной город»
- Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми: Морской пейзаж
- Организация занятий по правополушарному рисованию
- Рисуем «Морской пейзаж»
Онлайн-тестирование
Итоговая аттестация
Формат — практическая работа