Меню

Современные технологии арт-педагогики в образовании

Учебная программа

Курс рассчитан на 144 академических часа:

  • контактная работа — 72 академических часа
  • самостоятельная работа — 72 академических часа

Кем вы сможете работать

  • Специалист в области воспитания
  • Педагог-воспитатель
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог по развитию и творчеству
  • Педагог-организатор
  • Социальный педагог

Чему вы научитесь

  • Использовать арт-педагогические техники в развитии познавательных, эмоциональных и духовных качеств участников образовательного процесса
  • Использовать развивающие возможности арт-педагогического процесса для формирования эмоциональных компетенций обучающихся, решения детских и подростковых проблем, а также организации эффективного взаимодействия с родителями обучающихся
  • Организовывать групповую работу обучающихся в арт-педагогическом пространстве
  • Создавать и поддерживать комфортную образовательную среду в ученическом и профессиональном коллективах
  • Применять технику правополушарного рисования в работе с детьми и взрослыми

Установочная конференция

  • Цели и задачи программы
  • Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС

Модуль 1. Арт-педагогика в современном образовании

  1. Теоретические основы арт-педагогики.
  • Арт-педагогика и арт-терапия. Отличия урока и арт-терапии
  • Принципы арт-терапевтического взаимодействия.
  • Концептуальные идеи и принципы арт-педагогики.
  1. Развивающие возможности арт-педагогического процесса.
  • Принципы и направления изотерапии.
  • Основные виды заданий, используемые в рисуночной практике с детьми.
  • Проективные методики в арт-педагогике.
  1. Воспитание и развитие школьников средствами художественной литературы. Сказкотерапия и библиотерапия.
  • Принципы работы со сказками. Алгоритм создания психокоррекционной сказки.
  • Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
  • Цели, функции и виды библиотерапии. Условия отбора художественного произведения.
  1. Методы и приемы арт-педагогики на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Возможности куклотерапии.
  • Программа психологической помощи тяжело болеющим детям «Доктор-кукла».
  • Нетрадиционные техники рисования. Мнемотаблицы. Техника коллажа.

Онлайн-тестирование

Модуль 2. Арт-терапевтические приемы в педагогической практике

  1. Арт-терапевтические приемы в педагогической практике
  • Что такое арт-терапия
  • Особенности арт-взаимодействия
  • Специфика применения арт-терапии в психологии и педагогике
  • Методы арт-терапии в решении педагогических задач
  1. Тайный язык детского рисунка
  • Эволюция детского рисунка
  • Структурные и формальные признаки детского рисунка
  • Проективные рисуночные тесты и свободный детский рисунок
  • Анализ детского рисунка по собственным ощущениям
  • Педагогические приемы для создания ситуации успеха у ребенка.
  • Примеры работы с арт-техниками:
    «Сосуд, наполненный смыслом», «Волшебное дерево», «Мои руки», «Я в виде сказочного героя», «Кто здесь живет?», «Что в супе?», «Построй дом», «Лица в толпе», «Немного звезд на небе», «Кто на пороге?», «Кто за моей спиной?», «Волшебный дождь»
  1. Использование ассоциативных карт «Цвета и чувства» в работе педагога с дошкольниками и младшими школьниками
  • Примеры ассоциативных карт
  • Ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства». Особенности техники
  • Правила организации занятий с детьми во время работы с ассоциативными картами
  • Педагогические приемы для создания ситуации успеха
  • Техники: «Автопортрет», «Волшебное пятно», «Чувства», «Игра – это здорово!», «Слова и образы», «Проблема и ее решение»
  1. Возможности использования арт-техники «Коллаж» в совместной работе родителей, педагогов и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  • Личностно-ориентирование взаимодействие родителя, педагога с ребенком
  • Арт-терапия как способ укрепления психического здоровья детей
  • Социально-эмоциональное развитие ребенка
  • Правила организации занятий с детьми во время составления коллажей
  • Педагогические приемы для создания ситуации успеха у ребенка
  • Арт-техники «Знакомство» или «Наш дом, и мы в нем», «Корзина сюрпризов», «Мой мир», «История гномов», «Острова»., «Игра – это здорово!». Работа в парах: «Сочиняем историю вместе»
  1. Техники арт-терапии в работе педагога начальной школы: как помочь младшим школьникам снять утомление
  • Эффективные арт-терапевтические техники (терапия искусством) в работе с младшими школьниками
  • Как техники арт-терапии могут помочь школьникам успокоиться и настроиться на рабочий лад
  1. Техники арт-терапии в работе педагога в средней и старшей школе: как сплотить детский коллектив
  • Эффективные техники арт-терапии для создания сплоченного коллектива и снижения конфликтности в классе
  • Техники арт-терапии для повышения учебной успеваемости и мотивации достижения успеха, познавательной активности учащихся
  1. Техники арт-терапии в работе педагога старшей школы: как помочь подросткам лучше понять себя и окружающий мир
  • Эффективные техники арт-терапии в работе со старшеклассниками
  • Как помочь подросткам лучше понять себя и окружающий мир
  1. Поговорим о сказках. Сказкотерапия в работе с семьей и детьми
  • Проблемы детей и подростков для терапии и коррекции
  • Кризисное вмешательство в соответствие с моделью BASIC Ph
  • Сказкотерапия как арт-терапевтическая технология
  • Роль сказкотерапии в работе с семьей. Практические методы и приемы

Онлайн-тестирование

Модуль 3. Арт-мастерская: практические занятия по правополушарному рисованию

  1. Основные идеи и положения технологии правополушарного рисования
  • Основные техники и приёмы правополушарного рисования
  • Цели и задачи правополушарного рисования
  • Рисуем картины: «Две пальмы», «Море»
  1. Организация и проведение занятий по правополушарному рисованию
  • Структура тренинга и мастер-класса
  • Подготовка к работе в группе
  • Типичные трудности: «Я сегодня Золушка, или Как мыть кисти»
  • Рисуем картины: «Горы», «Вьюга»
  1. Создание рисунков
  • Структура рисунка. Геометрические фигуры
  • Скороговорки — положительный «якорь» на настрой выступления
  • Стимулирование мотивации к рисованию: похвала и «золотые слова» в работе с детьми
  • Рисуем картины: «Мышонок с цветами», «Карпы кои»
  1. Формирование мотивации к занятиям правополушарным рисованием у детей и взрослых
  • Система Гомера Симпсона: доступность и простота
  • Уход от неудобных вопросов
  • Стратегии похвалы: как хвалить правильно. Похвала ФЭХ («Факт — Эмоция — Хотение»)
  • Примеры эффективных способов к поощрению ребенка
  • Рисуем картины: «Жадный ёжик», «Пальмы»
  1. Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми: Ночной город
  • Организация занятий по правополушарному рисованию
  • Рисуем «Ночной город»
  1. Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми: Морской пейзаж
  • Организация занятий по правополушарному рисованию
  • Рисуем «Морской пейзаж»

Онлайн-тестирование

Итоговая аттестация

Формат — практическая работа

В начало