Курс рассчитан на 144 академических часа:
- контактная работа — 76 академических часа
- самостоятельная работа — 68 академических часа
Кем вы сможете работать
психолог
педагог-психолог
психолог в сфере образования
Чему вы научитесь
- Проектировать работу психолога при сопровождении детей с ОВЗ
- Применять формы и методы работы по организации взаимодействия между родителями ребенка с ОВЗ (РАС, СДВГ) и школой
- Осуществлять психологическое консультирование лиц с ОВЗ (РАС, СДВГ)
- Осуществлять психологическую коррекцию поведения и развития детей с ОВЗ (РАС, СДВГ)
- Применять формы и методы психологической коррекции взаимодействия субъектов образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ (РАС, СДВГ)
Установочная конференция
- Цели и задачи программы
- Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС
Модуль 1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
1.Работа с обучающимися с ОВЗ: документы, программы, диагностический инструментарий- Нормативные документы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ
- Организация психолого-педагогического сопровождения
- Знакомство с диагностическим инструментарием
2. Практические рекомендации: как работать психологу с педагогами при сопровождении детей с ОВЗ
- Поддержка педагогов, работающих с детьми ОВЗ
- Рекомендации для педагогических работников
- Консультирование и сопровождение в процессе работы с детьми категории ОВЗ
3. Практические рекомендации: как работать психологу с родителями при сопровождении детей с ОВЗ
- Организация работы педагогов-психологов и учителей с родителями детей с ОВЗ
- Консультирование и сопровождение в процессе работы с детьми категории ОВЗ
4. Специфика работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
- Индивидуальный учебный план
- Психолого-медико-педагогическая комиссия
Онлайн-тестирование
Модуль 2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
1. Дети с диагнозом РАС: развитие, обучение, инклюзия и социальная адаптация
- Выявление и диагностика. Направления и методы реабилитации
- Индивидуальные особенности: сенсорные, когнитивные, коммуникативные
- Типы мышления, эмоции, мимика, жесты
- Этапы работы по развитию коммуникации
- Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс
2. Организация развивающей инклюзивной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве
- Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
- Особенности общения с ребенком с ОВЗ
- Развитие в инклюзивной группе
- Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс
- Двигательный праксис: удержание и переключение поз
- Упражнения на развитие мелкой моторики; ритмы и смыслы (подвижность рук)
3. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС
- Механизм искажения речи при РАС
- Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
- Этапы развития интереса ребенка к миру
- Диагностика коммуникативных навыков и речевых способностей
- Этапы работы по развитию коммуникации
4. Развитие навыков общения и речи в подходе DIR и методе Floortime в работе с детьми, имеющими РАС
- Введение в психологическую теорию аутизма
- Диагностика функциональности при РАС
- Концепция системы помощи детям с нарушениями (DIR)
- Методика Floortime как один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR
- Применение стратегий Floortime в работе по развитию коммуникативных и речевых способностей ребенка с РАС
5. Формирование предпосылок для развития фразовой речи детей с РАС в рамках АВА-подхода
- Прикладной Анализ Поведения АВА в работе с детьми с РАС
- Роль и функционал АВА-куратора
- Формирование учебного поведения школьников с РАС с помощью методов Прикладного Анализа Поведения
-
Методы подбора подкрепляющих стимулов. Режимы подкрепления. Жетоны как
генерализованные
условные подкрепления - Коррекция нежелательного поведения
- Множественный контроль вербального поведения
6. Инклюзивное обучение детей с РАС по модели «Ресурсный класс»: организация взаимодействия между родителями и школой
- Взаимодействие родителей с администрацией школы
- Соотношение инклюзивного и коррекционного компонента при модели обучения «Ресурсный класс»
- Технологии инклюзивного образования для детей с РАС
7. Как сформировать учебное поведение в классе у ребенка с РАС
- Нормы для ресурсного класса
- Организация учебного пространства в автономном классе
- Коррекционная работа для развития учебной мотивации
- Организация тьюторского сопровождения
- Формирование учебного поведения
- Подкрепление: правила положительного подкрепления. Руководящий контроль. Жетонная система подкрепления
8. Школьная жизнь обучающихся с РАС: академические знания или социализация
- Определение дефицитов и сильных сторон ребенка
- Адаптированные уроки и материал
- Формирование коммуникативного поведения
- Определение целей и задач получения академических знаний ребенка с РАС
- Организация внеурочной деятельности обучающегося с РАС
Онлайн-тестирование
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ)
1. Дети с СДВГ и школа: родственные диагнозы, разновидности СДВГ и различия в подходе
- Основные виды СДВГ. Отличия СДВГ от других нарушений внимания и поведения
- Подходы к каждому из трех подвидов СДВГ
- Синдромы поведенческих нарушений и дерзкого оппозиционного поведения
- Причины психологических и неврологических нарушений
- Психолого-педагогические приемы: что делать учителям родителям
2. Рекомендации школьных систем различных стран по комплексной адаптации детей с СДВГ и результативность предлагаемых методов воздействия
- Методы воздействия с эмпирически доказанной эффективностью
- Нейропсихологическая коррекция
- Педагогические приемы. Психотерапевтические подходы. Медикаментозное лечение
- Упорядочивание образа жизни в соответствии с требованиями заболевания
- Ожидаемые жизненные траектории больных СДВГ
3. СДВГ: контролируем синдром и вырабатываем навыки произвольного внимания
- Организации домашней и школьной жизни ребенка с СДВГ
- Эффективность игровых и спортивных занятий, развивающих способность к планированию и контролю собственных действий, произвольному удержанию внимания
- Коррекционные занятия по социальной адаптации, развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми
4. Проявления, диагностика, причины СДВГ, первая помощь себе и ребенку
- Характерные особенности детей с СДВГ. Причины появления СДВГ
- Возрастная динамика: что происходит с возрастом
- Какова судьба детей с СДВГ без своевременной помощи
- Первая помощь себе и ребенку
5. СДВГ с точки зрения теории привязанности: организационная помощь ребенку
- Основные идеи теории привязанности Дж. Боулби
- Методы воздействия: почему вредно ругать ребенка
- Что происходит с ребенком с СДВГ в ситуации стресса
- Оценка стратегий воспитания
- Что делать, чтобы ребенок вас «услышал»
6. Применение сказкотерапии для коррекции поведения детей с СДВГ
- Специфика применения сказкотерапии в работе с детьми с СДВГ
- Сказка про розового зайца и ее терапевтический эффект
- Основные принципы сказкотерапии: как сочинять сказки самим
- Модели и принципы для создания терапевтической сказки
7. Управление поведением ребенка с СДВГ с помощью жетонного метода
- Поощрение в работе с детьми с СДВГ: зачем и как можно поощрять
- Основы поведенческой психотерапии
- Жетонная система: способы применения
- Когда нужны санкции и какими они могут быть
8. Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ
- Причины гиперактивности
- Примеры игр и нейропсихологических упражнений для гиперактивных детей
- Методы тренировки способности управлять вниманием и контролировать действия
Онлайн-тестирование
Итоговая аттестация
Формат — практическая работа