Меню

Психолог образовательной организации: сопровождение обучающихся с ОВЗ

Учебная программа

Курс рассчитан на 144 академических часа:

  • контактная работа — 76 академических часа
  • самостоятельная работа — 68 академических часа

Кем вы сможете работать

психолог

педагог-психолог

психолог в сфере образования

Чему вы научитесь

  • Проектировать работу психолога при сопровождении детей с ОВЗ
  • Применять формы и методы работы по организации взаимодействия между родителями ребенка с ОВЗ (РАС, СДВГ) и школой
  • Осуществлять психологическое консультирование лиц с ОВЗ (РАС, СДВГ)
  • Осуществлять психологическую коррекцию поведения и развития детей с ОВЗ (РАС, СДВГ)
  • Применять формы и методы психологической коррекции взаимодействия субъектов образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ (РАС, СДВГ)

Установочная конференция

  • Цели и задачи программы
  • Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС

Модуль 1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

1.Работа с обучающимися с ОВЗ: документы, программы, диагностический инструментарий

  • Нормативные документы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ
  • Организация психолого-педагогического сопровождения
  • Знакомство с диагностическим инструментарием

2. Практические рекомендации: как работать психологу с педагогами при сопровождении детей с ОВЗ

  • Поддержка педагогов, работающих с детьми ОВЗ
  • Рекомендации для педагогических работников
  • Консультирование и сопровождение в процессе работы с детьми категории ОВЗ

3. Практические рекомендации: как работать психологу с родителями при сопровождении детей с ОВЗ

  • Организация работы педагогов-психологов и учителей с родителями детей с ОВЗ
  • Консультирование и сопровождение в процессе работы с детьми категории ОВЗ

4. Специфика работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ

  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  • Индивидуальный учебный план
  • Психолого-медико-педагогическая комиссия

Онлайн-тестирование

Модуль 2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

1. Дети с диагнозом РАС: развитие, обучение, инклюзия и социальная адаптация

  • Выявление и диагностика. Направления и методы реабилитации
  • Индивидуальные особенности: сенсорные, когнитивные, коммуникативные
  • Типы мышления, эмоции, мимика, жесты
  • Этапы работы по развитию коммуникации
  • Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс

2. Организация развивающей инклюзивной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве

  • Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
  • Особенности общения с ребенком с ОВЗ
  • Развитие в инклюзивной группе
  • Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс
  • Двигательный праксис: удержание и переключение поз
  • Упражнения на развитие мелкой моторики; ритмы и смыслы (подвижность рук)

3. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС

  • Механизм искажения речи при РАС
  • Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
  • Этапы развития интереса ребенка к миру
  • Диагностика коммуникативных навыков и речевых способностей
  • Этапы работы по развитию коммуникации

4. Развитие навыков общения и речи в подходе DIR и методе Floortime в работе с детьми, имеющими РАС

  • Введение в психологическую теорию аутизма
  • Диагностика функциональности при РАС
  • Концепция системы помощи детям с нарушениями (DIR)
  • Методика Floortime как один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR
  • Применение стратегий Floortime в работе по развитию коммуникативных и речевых способностей ребенка с РАС

5. Формирование предпосылок для развития фразовой речи детей с РАС в рамках АВА-подхода

  • Прикладной Анализ Поведения АВА в работе с детьми с РАС
  • Роль и функционал АВА-куратора
  • Формирование учебного поведения школьников с РАС с помощью методов Прикладного Анализа Поведения
  • Методы подбора подкрепляющих стимулов. Режимы подкрепления. Жетоны как генерализованные
    условные подкрепления
  • Коррекция нежелательного поведения
  • Множественный контроль вербального поведения

6. Инклюзивное обучение детей с РАС по модели «Ресурсный класс»: организация взаимодействия между родителями и школой

  • Взаимодействие родителей с администрацией школы
  • Соотношение инклюзивного и коррекционного компонента при модели обучения «Ресурсный класс»
  • Технологии инклюзивного образования для детей с РАС

7. Как сформировать учебное поведение в классе у ребенка с РАС

  • Нормы для ресурсного класса
  • Организация учебного пространства в автономном классе
  • Коррекционная работа для развития учебной мотивации
  • Организация тьюторского сопровождения
  • Формирование учебного поведения
  • Подкрепление: правила положительного подкрепления. Руководящий контроль. Жетонная система подкрепления

8. Школьная жизнь обучающихся с РАС: академические знания или социализация

  • Определение дефицитов и сильных сторон ребенка
  • Адаптированные уроки и материал
  • Формирование коммуникативного поведения
  • Определение целей и задач получения академических знаний ребенка с РАС
  • Организация внеурочной деятельности обучающегося с РАС

Онлайн-тестирование

Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ)

1. Дети с СДВГ и школа: родственные диагнозы, разновидности СДВГ и различия в подходе

  • Основные виды СДВГ. Отличия СДВГ от других нарушений внимания и поведения
  • Подходы к каждому из трех подвидов СДВГ
  • Синдромы поведенческих нарушений и дерзкого оппозиционного поведения
  • Причины психологических и неврологических нарушений
  • Психолого-педагогические приемы: что делать учителям родителям

2. Рекомендации школьных систем различных стран по комплексной адаптации детей с СДВГ и результативность предлагаемых методов воздействия

  • Методы воздействия с эмпирически доказанной эффективностью
  • Нейропсихологическая коррекция
  • Педагогические приемы. Психотерапевтические подходы. Медикаментозное лечение
  • Упорядочивание образа жизни в соответствии с требованиями заболевания
  • Ожидаемые жизненные траектории больных СДВГ

3. СДВГ: контролируем синдром и вырабатываем навыки произвольного внимания

  • Организации домашней и школьной жизни ребенка с СДВГ
  • Эффективность игровых и спортивных занятий, развивающих способность к планированию и контролю собственных действий, произвольному удержанию внимания
  • Коррекционные занятия по социальной адаптации, развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми

4. Проявления, диагностика, причины СДВГ, первая помощь себе и ребенку

  • Характерные особенности детей с СДВГ. Причины появления СДВГ
  • Возрастная динамика: что происходит с возрастом
  • Какова судьба детей с СДВГ без своевременной помощи
  • Первая помощь себе и ребенку

5. СДВГ с точки зрения теории привязанности: организационная помощь ребенку

  • Основные идеи теории привязанности Дж. Боулби
  • Методы воздействия: почему вредно ругать ребенка
  • Что происходит с ребенком с СДВГ в ситуации стресса
  • Оценка стратегий воспитания
  • Что делать, чтобы ребенок вас «услышал»

6. Применение сказкотерапии для коррекции поведения детей с СДВГ

  • Специфика применения сказкотерапии в работе с детьми с СДВГ
  • Сказка про розового зайца и ее терапевтический эффект
  • Основные принципы сказкотерапии: как сочинять сказки самим
  • Модели и принципы для создания терапевтической сказки

7. Управление поведением ребенка с СДВГ с помощью жетонного метода

  • Поощрение в работе с детьми с СДВГ: зачем и как можно поощрять
  • Основы поведенческой психотерапии
  • Жетонная система: способы применения
  • Когда нужны санкции и какими они могут быть

8. Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

  • Причины гиперактивности
  • Примеры игр и нейропсихологических упражнений для гиперактивных детей
  • Методы тренировки способности управлять вниманием и контролировать действия

Онлайн-тестирование

Итоговая аттестация

Формат — практическая работа

В начало